«3D технологии при проектировании одежды: новая реальность индустрии моды»

Виктория Залкинд, PhD, доц., Харьковская государственная академия дизайна и искусств

Сканирование человека, снятие размерных признаков с трехмерного изображения, примерка одежды на виртуального двойника и даже оценка степени натяжения или давления ткани на участки тела – это не мечты швейника. Уже существуют 3D технологии, с помощью которых можно значительно упростить и удешевить производственный процесс, а также повысить качество проектирования одежды. Причем не только для людей. Таким образом можно создать наряд для любимой собаки, чехлы на машину или обивку для мебели.

               

Совсем недавно я достаточно активно критиковала идеи трехмерного проектирования одежды. Смотрела на рекламные постеры известного программного обеспечения и видела явное несоответствие изображенных лекал и соответствующих трехмерных моделей одежды. Причем встречается сие достаточно часто и у разных производителей. Сейчас я понимаю почему так происходит. Трехмерной визуализацией занимаются специалисты в области компьютерной графики, и они совершенно не разбираются в лекалах, а возможности этих программ таковы, что можно исправить любые дефекты посадки или добиться необходимых эффектов при помощи определенных инструментов. Поэтому при невозможности создать форму с помощью лекал, ткань закалывают с помощью виртуальных булавок или заглаживают виртуальным утюжком. При работе над одеждой для анимационных персонажей это значительно упрощает процесс, но швейников интересует возможность виртуальной примерки, которая бы полностью соответствовала реальной.

Одними из самых распространенных программ для этих целей является CLO3D и Marvelous Designer. Эти два программных продукта очень похожи, с практически одинаковым интерфейсом. Основное различие состоит в возможности импорта/экспорта лекал одежды из систем автоматизированного проектирования (САПР) и изменения размеров аватаров в CLO3D. Соответственно, Marvelous Designer в основном используется в индустрии игр и анимации, а CLO3D в индустрии моды.

Итак, CLO3D изначально предлагает пользователям набор виртуальных моделей, так называемых аватаров (рис.1), с возможностью изменения их параметров.

Рис.1. Стандартный аватар в CLO3D

Теоретически это означает, что можно подогнать аватар под параметры типовой фигуры или индивидуального заказчика. На практике варьируемых параметров явно недостаточно для визуализации любой фигуры, в чем не сложно убедится, проанализировав стандартные размерные признаки аватара (рис.1)

Таким образом, возник вопрос о возможности использования сканированного изображения человеческого тела. Целесообразность сего при индивидуальном производстве одежды очевидна. При массовом производстве примерка изделий также зачастую проводится на конкретного человека, олицетворяющего собой среднестатистического потребителя, а при ограничениях по изменению параметров аватара в соответствии с типовой фигурой, получить сканированное изображение проще, чем создать нового аватара.

Проблема заключалась в отсутствии массового опыта использования сканированных изображений человека при проектировании одежды. Несколько лет назад в Соединенных Штатах была попытка создания облачной службы для автоматического создания виртуальных моделей человеческого тела. Ее суть заключалась в том, что при сканировании человека получается большое количество «шумов» или недостаток данных и в лучшем случае можно получить одно изображение в статической позе. Поэтому предлагалось загружать данные сканирования в соответствующее программное обеспечение, которое способно нивелировать все эти погрешности и генерировать высокоточное 3D изображение человека. Более того, на основе анализа большого количества фигур, стало бы возможным менять позы человека. Было объявлено о финансировании проекта, но прошло уже достаточно времени, а широкого распространения данной технологии все нет.

Каково же было мое удивление, когда я нашла соответствующие возможности в прямом смысле слова – «за углом». В соседнем здании располагался офис украинско-американской фирмы «KODA», представляющей сканеры «Artec 3D». Эти сканеры имеют широкую сферу использования – начиная от Голливуда и заканчивая аэрокосмической промышленностью. Портативные, с высоким качеством разрешения и относительно доступной ценой. Сайт произвСайт производителя наполнен отзывами самых разнообразных пользователей. Особенно впечатляет информация об использовании данных сканеров при создании моделей героев и реквизита фильмов «Человек из стали» (The Man of Steel), «Сумерки. Сага.» (The Twilight Saga), «Девушка с татуировкой дракона» (The Girl with the Dragon Tattoo) и многих других высокобюджетных голливудских блокбастерах. Ведь это не реальные актеры, а их виртуальные двойники взрываются, разлетаются вдребезги или превращаются в монстров.

К сожалению, швейников среди пользователей вышеупомянутых сканеров я не нашла и решилась сама выступить в роли подопытного кролика - отработать технологию на себе.

Итак, непосредственно этап сканирование занимает около 10 мин, далее - обработка результатов. Естественно, что стационарная установка с более высокоточными сканерами, позволяет уложиться в несколько секунд сканирования и получить изображение более высокого качества.

В процессе сканирования были выявлены некоторые моменты, связанные с последующим решением задач 3D проектирования одежды. Например, поза человека, как у аватара на рис.1, необходима для определения глубины проймы, но при проведении виртуальной примерки она не даст возможности оценить посадку рукава. Другой проблемой стало то, что человеку сложно в течении 10 минут держать руки под углом к телу и не шевелиться. А выбор подходящей одежды вообще отдельная тема для разговора: несмотря на привычку размещать в Интернете пляжные фото в купальниках, большинство людей морально не готовы к проведению сканирования в таком виде. А именно такая одежда (вернее ее отсутствие) позволило бы получить наиболее точные размеры человека. Прическа тоже заслуживает внимания, т.к. ее структура создает проблемы при сканировании – лучше одеть маленькую шапочку (как для бассейна). Со стороны все это кажется несерьезно, но не решив эти проблемы невозможно проводить само сканирование. Поэтому пришлось искать оптимальный вариант проведения сканирования и вполне вероятно, что он не окончательный. Результатом стал виртуальный двойник, которого экспортировали в CLO3D.

Следующим важным моментом является построение лекал одежды. Существует возможность построения лекал одежды в окне 2D или импорта файлов из системы автоматизированного проектирования (САПР) одежды в формате DXF-AAMA, DXF-ASTM.

Процесс работы в окне 2D очень напоминает работу с бумажными лекалами, что может быть полезным для любителей или студентов, т.к. полностью повторяются все действия «ручного» конструирования. Но если речь идет о профессионалах, то однозначно нужны лекала, построенные в САПР. Доказывать преимущества сего нет смысла – все очевидно: большая точность построения, возможность качественной градации и автоматической раскладки лекал. И что не маловажно – экономия времени на этапе конструирования при массовом производстве.

Итак, импортируем лекала из САПР в формате DXF-AAMA или DXF-ASTM, указываем швы стачивания и свойства ткани (рис.2).

Рис.2. Процесс проведения виртуальной примерки

Кроме того, есть инструменты оценки степени натяжения и давления ткани на различных участках. Этот момент вызывал у меня самые большие подозрения и соответственно проверяла его достаточно придирчиво: создавала различную виртуальную одежду из лекал, по которым шила одежду себе. Из моих субъективных ощущений: виртуальная оценка давления или натяжения соответствует действительности. Более того, я брала одну и ту же модель одежды, но меняла прибавку на свободу и проверяла как на это отреагирует CLO3D. Все, как и у реального человека: чем больше прибавка на свободу, тем меньше давление (на рисунке обозначено красным цветом). Еще один момент: функционал программы позволяет сделать ткань прозрачной и оценить взаимодействие ткани с человеком (рис.3).

Рис.3. Оценка степени натяжения и взаимодействия ткани с человеком (эффект прозрачности) в CLO3D

Ну и конечно же возможность работать с рисунком ткани. Новые технологии печати по ткани дают полный простор для творчества! Сегодня вполне реально, заказать индивидуальный рисунок ткани. Выбор методов печати (шелкотрафаретная, сублимационная, термопечать) и палитра красок позволяют воплотить в жизнь любые фантазии. Поэтому, в рамках практических занятий студентка Харьковской государственной академии дизайна и искусств Дарья Чадаева разрабатывала принты для комплектов одежды, на которых тестировалась методология виртуальной примерки. К творчеству авангардистов мы обратились не случайно. Расположение рисунка и цветовую гамму в данном случае целесообразно оценивать относительно человека: то, что хорошо смотрелось в эскизе или непосредственно на ткани приобретало совершенно другое восприятие на фигуре. Например, какая-нибудь деталь может попасть на пикантное место или залом на ткани исказит композицию, а виртуальная примерка дает возможность без изготовления образца изделия, добиться желаемого результата (рис.4).

Рис.4. Виртуальная примерка комплекта одежды

Следует отметить, что существуют САПР одежды с встроенным 3D модулем для проведения виртуальных примерок. Лично я пользуюсь САПР «Грация», в которой не предусмотрен такой функционал, но имеется ряд других преимуществ. Поэтому факт проведения виртуальных примерок в сторонних программах решают проблему выбора оптимальной САПР

Кроме того, именно виртуальная примерка позволила мне полностью использовать ф САПР «Грации». Изменяя всего несколько параметров, отвечающих за прибавку на свободу, месторасположения проймы, длину изделия и др. я смогла мгновенно получить большое количество моделей одежды (одинаковых по конструктивному решению, но разных по форме) и выбрать наиболее подходящий вариант.

Таким образом, виртуальные примерки – замечательный шанс увидеть свои ошибки на виртуальном манекене, а не на готовом изделии, что не освобождает от необходимости учиться конструировать и шить. Это просто хороший способ сократить время и сэкономить деньги при создании одежды для реальных людей.

 

Произвольный текст в подвале сайта

© shveinoe-delo