“Модный приговор” от Пушкина и как его избежать с помощью САПР одежды.

Ремесло

Поставил я подножием искусству:

Я сделался ремесленник: перстам

Придал послушную, сухую беглость

И верность уху. Звуки умертвив,

Музыку я разъял, как труп

Поверил Я алгеброй гармонию.

Тогда Уже дерзнул, в науке искушенный,

Предаться неге творческой мечты

“Моцарт и Сальери” А.С. Пушкин (Слова Сальери)

Сомневаюсь, что все в точности помнят эти строки, но восприятие гармонии, как нечто эфемерного и неосязаемого глубоко сидит в подсознании. Хотя, задолго до Пушкина Леонардо да Винчи заложил целую программу реалистического искусства, утверждая, что гармония зависит от правильности математических соотношений. Речь идет о “золотом сечении”, которое выражается соотношением: А/В = С/А, где А+В = С.

Итак, принцип “золотого сечения” означает такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок относится к большей части, как большая часть к меньшей (рис.1).

                                                                  

                                                                              Рис.1. Деление отрезка в пропорциях “золотого сечения”

Позже итальянский математик Фибоначчи вывел математическую последовательность, каждый член которой является суммой двух предыдущих: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34 ... При этом отношение каждой пары близко к “золотому сечению”: 3/5=5/8=8/13.

Интересно то, что на подсознательном уровне мы оцениваем гармонию именно с помощью этих пропорций - красивым нам кажется то, что им соответствует. Например, “Джоконда” Леонардо да Винчи включает целую серию “золотых сечений”, наглядными иллюстрациями чего заполнен Интернет1.

                                                          

                                           Рис.2. Пример “золотого сечения” в картине Леонардо да Винчи “Джоконда”

Таким образом, измерять гармонию с помощью чисел вполне возможно, несмотря на всю иронию Пушкина.

В этом контексте рассмотрим понятие идеальных пропорций тела человека. Этот вопрос интересовал художников во все времена, и как следствие создавались системы канонов эстетических норм телосложения человека, которые отвечали законам “золотого сечения”. В большинстве этих систем лежит модульный принцип, когда за единицу измерения принимали определенную часть тела. Например, канон Цейзинга (рис.3) 2:

                                                                          

                                  где M0, M1.....M - соответствующие размеры человеческого тела.

                                             

                               Рис 3. Женская фигура согласно канону Цейзинга

Вполне очевидно, что расположение линий членения и конструктивно-декоративных элементов любой одежды способны принципиально изменить восприятие фигуры – как в лучшую сторону, так и в худшую. Иногда мы даже не можем оценить визуально, в чем разница между моделями одежды, но одна нам нравится, а вторая - нет. И зависит это от того, соответствуют ли линии членения “золотому сечению” или нет.

Очевидно, что создание гармоничной одежды теоретически можно просчитать с помощью чисел. Естественно, что в этом направлении проводятся исследования и разрабатываются определенные выводы относительно месторасположения линий членения, в зависимости от фигуры. Но, несмотря на формализацию процесса определения гармонии, все они носят рекомендательный характер, так как существуют еще и законы зрительных иллюзий (закономерно возникающее искажение восприятие действительности). С точки зрения проектирования одежды это проявится при изменении цвета ткани, фактуры, освещения или определенная комбинация элементов одежды. И тогда одежда будет восприниматься по-другому.

Влияние цвета на восприятие формы еще можно предугадать, но субъективные факторы не поддаются методам математического моделирования и могут быть учтены только на основании опыта и интуиции. Собственно в этом и заключается мастерство конструктора одежды.

В последние годы наблюдается всплеск активности в направлении интеллектуализации процесса автоматизированного проектирования одежды. Например, создание новых информационных технологий, которые базируются на попытке воспроизвести схему мышления проектировщика. Хорошо ли, плохо ли, но сегодня еще не существует такой

САПР одежды, которая смогла бы самостоятельно принять решение при создании моделей одежды.

Тем не менее, не следует отказываться от технологий, которые в некоторых случаях способны показать не худшие результаты, чем опыт и интуиция. Прежде всего, речь идет о соблюдении законов гармони при градации, что приводит к необходимости увидеть и оценить изделие во всех размерах и ростах. Одним из вариантов решения проблемы может стать создание технического эскиза в аналитической САПР одежды.

Следует напомнить, что существуют два основных вида двухмерного проектирования одежды в САПР: параметрическое (аналитическое) и графическое.

Графическое конструирование и моделирование, независимо от того, проводится оно на бумаге или на экране компьютера, характеризуется тем, что в результате есть только чертеж. Построение чертежа происходит с помощью соответствующих инструментов, предложенных конкретной САПР, что значительно облегчает работу конструктора. Но при необходимости внесения изменений приходится перестраивать весь чертеж. Соответственно и размножение лекал происходит традиционным способом с использованием схем градации.

При аналитическом конструировании построение конструкций происходит на уровне создания алгоритма на проблемно-ориентированным языком. Это позволяет в случае необходимости переписать определенный оператор, а система перестроит конструкцию. Размножение лекал при этом также происходит в автоматическом режиме и характеризуется более высокой точностью. Кроме этого появляется возможность создавать технические эскизы с возможностью визуализации модели во всех размерах и ростах – достаточно изменить размерные признаки.

Классическим примером является анализ технического эскиза костюма в САПР “Грация” (рис.4.) 3. При этом первоначально был построен технический эскиз костюма в базовом размере, а при изменении размерных признаков производится оценка модели одежды во всех интересующих размерах и ростах.

                                    

                                           Рис. 4. Технический эскиз в базовом размере и в произвольном

Несложно заметить, что во втором случае целесообразно увеличить длину юбки для достижения гармоничных пропорций. Для этого достаточно указать в алгоритме построения особенности конструкции для разных размеров – например, длину изделия.

Таким образом, математический расчет является таким же элементом творчества, как цвет, размер, рисунок и т.д. Только незнание законов математики и геометрии заставляют считать их применение ограничением для творчества и усложняет процесс создания гармоничной одежды.


Литература.

1. Режим доступа: http://sceptic-ratio.narod.ru/rep/zoloto/1/LdaV-5.jpg

2. Куренова С. В. Конструирование одежды: учеб. пос. / С. В. Куренова, Н. Ю. Савельева. – Ростов на Дону: Феникс, 2005. – 476 с.

2. Булатова Е. Б. Сквозное модульное проектирование изделий в САПР “Грация” / Е. Б. Булатова, В. Г. Ещенко, Л. М. Гладкова // Швейная промышленность. – 2001. - №5. – С. 14–16.

 

 

Произвольный текст в подвале сайта

© shveinoe-delo